Восхождения на вулканы Мексики и пик Орисаба

На фоне вулкана Попокатепетль

Попасть в Мексику было моей мечтой.  Загадал я поехать в эту страну три года назад после рассказа одной из туристок, которая побывала там и даже взошла на вулкан Орисаба.  Безвизовое соглашение с Мексикой было введено в 2010 году, и много туристов отправились покорять просторы этой необыкновенной страны.  Большинство ездило отдыхать на белоснежные пляжи, и смотрели пирамиды и музеи этой страны. Но были и такие путешественники, которые отправлялись дальше – изучали леса и горы и конечно поднимались на вулканы.  Здесь есть невероятно красивые скалистые горы – Кордильеры, здесь есть три вершины высотой выше 5 тысяч метров – Орисаба, Попокатепетль и Истаксиуатль.

Целью нашей экспедиции было взойти на четыре вулкана:  Невадо де Толука (4600 м), Ла Малинче ( 4450 м), Истаксиуатль (5220 м)  и Орисаба (5636 м). А также посетить интересные достопримечательности – древние пирамиды, красивые города с колониальной испанской архитектурой, познакомиться поближе с природой Мексики.

Началась подготовка за два месяца до путешествия.  Была акция Аэрофлота: я обнаружил приемлемые билеты компании Донецк-Канкун с пересадкой в Москве всего за 1000 долларов.  Такие билеты из Москвы выходили под 2000 долларов. За месяц до поездки ко мне присоединился Павел Лактюшкин, который взошел почти на все семь вершин мира кроме Эвереста и Винсона. У него в паспорте была американская виза на 5 лет, поэтому он нашел дешевые авиабилеты со стыковкой в Нью-Йорке за ту же цену - 1000 долларов.

Для того  чтобы попасть в Мексику, необходимо оформить электронную визу. Делается она мгновенно – ответ приходит за две секунды, остается только распечатать.

Для восхождения я взял полный комплект альпинистского снаряжения кроме веревки, о чем потом пожалел. Дело в том, что рейс Москва –Канкун позволяет провозить только 15 кг  багажа и 5 кг ручной клади. У меня вещей было намного больше. Поэтому каждый рейс для меня был испытанием – приходилось надевать на себя всю одежду в несколько слоев и пластиковые ботинки. Как потом оказалось, что снаряжение нигде не потребовалось, кроме Орисабы. Палатка не разу не использовалась - всюду на нашем пути попадались горные приюты.

Добирался я долго. В  Москве стыковка 17 часов, переночевал у товарища, который живет рядом с Шереметьево. Затем был перелет 12 часовой на Аэробусе А-330, который был забит лишь на четверть. Ума не приложу - зачем продавать на рейсы авиабилеты за 60 тысяч рублей? Сделайте за 30 тысяч как для украинцев и можно будет забивать самолеты хоть каждый день.

Впечатлений от 12 часового перелета мало – видел только ночную Европу и Скандинавию, потом в темноте пронеслись над Гренландией и Канадой. И только, когда стало светать – уже летели над территорией США. И мне было страшно. Страшно – потому что в течение целого часа, а может быть и больше я летел над разработками сланцевого газа. Не было ни деревца. Сколько  сотен лет пройдет, пока эта земля восстановится? После пролетели над  Флоридой и Карибским морем.  Кубу не увидел. И вот откуда не возьмись, возник берег с джунглями, Viva la Mexico!

На пляже Канкуна

В Канкун прилетело кроме нас еще огромное количество американцев погреться. На улице было +20 тепла и дождливо. В шоке были курортники, которые брали заранее билеты, а получали прохладную погоду и холодное море. Тут стояла циклонная погода, необычная для данного периода времени.

Меняю в аэропорту деньги по невыгодному курсу – 10,8 песо за доллар. Реальный курс 12,8.  Из аэропорта можно добраться на автобусе, который едет через каждые 10 минут и стоит дорого. Вообще большую часть наших затрат мы потратили именно на транспорт, дешевое передвижение не так-то легко тут и найти. По приезду в Канкун я был приятно удивлен городом, чистота, пальмы, ровные дороги.  Похоже чем-то на Турцию, только масштабы  отелей тут намного больше. Но об этом я напишу позднее.

Еще я был удивлен непониманием английского языка местными жителями.  Они просто не напрягаются его учить, несмотря на соседство США. Более того, я часто спрашивал на английском, а получал ответ на испанском. Многие местные жители принимали меня за местного и принципиально говорили на испанском. Поэтому мне пришлось ускоренно изучать испанский язык. Благодаря смартфону  и разговорнику, я освоил немало слов, но много еще предстоит изучить в будущих поездках.

По приезду поселяюсь за 14 долларов в хостел. Тут разношерстная компания из США и Европы. Прилетает в Канкун в основном молодежь на дискотеки, не найдешь тут бывалых туристов, которые ходят по горам. Я познакомился с одним немцем, который путешествует по древним городам  майя и совершил путешествие по маршруту  Мексика-Гватемала-Белиз.  Вместе мы отправились на городской пляж Plaja la Delfines. Однако кроме кайтеров и немногочисленных людей больше ничего не увидели. Погода была штормовая, и туристы сидели внутри отелей. Также я попытался исследовать местную кухню и поразился ценам на питание. Чтобы поесть хорошо в ресторане, нужно потратить в среднем  за обед 20 долларов. И еда оказалась не очень съедобная. Но мексиканские хостелы хороши тем, что в них можно готовить на кухне еду.

На следующий день я отправился в аэропорт Канкуна  и совершил перелет в Мехико. Билет я купил заранее всего за 40 долларов, авиакомпания Volaris. Есть еще авиакомпания Viva aerobus, которая также летает  по выгодным тарифам, но купить билеты можно только с помощью мексиканской платежной карты. Естественно за такие деньги летают тысячи мексиканцев, самолеты полностью забитые,  40 долларов - 2 часа полета,  2 тысячи километров.

Мехико еще с воздуха поразил своими масштабами.  Аэропорт тоже гигантский. Здесь, кстати находится самый выгодный обмен валюты и сюда мы не раз приезжали менять доллары на песо.  Спуск в метро, вот такое метро ездит бесшумно и мягко, благодаря резиновым ободам колес. В поездах разношерстная публика - от хиппи  до индейцев.

Станции метро Мексики

Для удобства все надписи станций дублируются значками – торт, воин-конкистадор, мороженное, самолет. Это сделано для того, чтобы неграмотная часть населения, которая не умеет читать, могла путешествовать по Мехико. Выхожу из метро, спрашиваю дорогу в отель, многие люди подсказывают дорогу с помощью гугль карт на смартфоне. Мехико оказывается приятным городом, здесь чувствуется засушливый климат, но из-за того что город находится на высоте 2300 метров, страшной жары нет и здесь всегда прохладно как только заходит солнце. К вечеру я попал в четырехзвездочный отель, где поселился Паша. В дальнейшем мы старались жить экономнее и жили в основном в хостелах.

Гигантский паук в Мексике  Главная площадь Мехико  Индейцы Мексики

Следующий день мы провели в закупках газа и продуктов и погуляли по Мехико. Город невероятный. Красивая архитектура – католические соборы, сложные барельефы, много памятников, большие площади с музыкантами и артистами. В  туристическом магазине также были закуплены топографические карты вулканов. Мы побывали на самом большом небоскребе Мехико, откуда увидели панораму самого густонаселенного города в мире, а также вулканы на горизонте.

Вид на Мехико с небоскреба  Вид на Мехико с небоскреба   Мехико ночью

Закат озарял неестественно желто-красными красками все вокруг и еще добавляли магии постоянно взлетающие и идущие на посадку самолеты в аэропорту.

В Мехико мы научились питаться дешево. На улицах  работает множество уличных торговцев, которые торгую такосами. Такос – это кукурузный блин, а начинка может быть разной – жареная свинина, различные салаты, все блюда готовятся при тебе. Вот и таких такосов нужно от 4 до 7 чтобы наесться. В среднем обед выходил от 3 до 7 долларов. Рядом продают хугос – соки( апельсин, манго, ананас) и порезанные фрукты. В Мексике я купил литр свежевыжатого апельсинового сока за доллар, до этого даже в Азии не видел таких цен.

Про остроту мексиканской кухни ходят легенды. Я когда путешествовал по Китаю, выучил первым делом слова, что мне нельзя давать острое. Однако в Мексике местные не особо едят острые блюда. Вообще как ни странно распространены массово фастфуды, продаются бутерброды с полбатона – тортас, много мясной еды, запеканки с сыром – кесадильи и кукурузные лепешки – такосы.

Информации о восхождении на мексиканские вулканы очень мало. Как ни странно самым полезным для нас стал путеводитель Антона Кротова и Андрея Сапунова по Мексике. Авторы поездили хорошо по Мексике,  организовали зимой 2013-го года Дом для всех путешественников в Мехико, собрали самую нужную информацию, как путешествовать по стране бюджетно.  Мы были удивлены, что обнаружили нужную информацию о восхождениях на вулканы. Все-таки приятней путешествовать по свежим следам, когда за год до тебя прошли и собрали нужную информацию на русском языке. Это лучше, чем информация десятилетней давности в интернете на английском языке.

Невадо Де Толука

И так первым вулканом в списке оказался Невадо де Толука. Этот вулкан находится к западу от Мехико, в то время как остальные находятся к востоку от него. Поэтому  мы поехали сначала туда. От автовокзала на метро Обсерваторио мы добрались за два часа до заповедника Невадо де Толука. Шикарные туристические автобусы с кондиционерами едут всегда пустые или полупустые, потому что местные добираются на местных  более простых автобусах, о которых мало известно широкому кругу иностранных туристов.

Невадо де Толука

Высота поселка, где мы высадились – три тысячи метров. Да и природа тут другая –  повсюду возвышаются высоченные сосны. Мексика реальная сломала стереотип о Мексике в «кактусах и пустынях». Да кактусы и пустыни есть на севере Мексики, но штат Мехико, где мы путешествуем, относится к зоне высокогорных лесов, тут много озер, вулканы с ледниковыми шапками. Красивый край для настоящего любителя путешествий!

Докупили продукты и начали стопить попутный транспорт. Нас подвезли до поворота на вулкан. А дальше мы пошли пешком. Был выходной день и мимо нам проносилось немало джипов. В конце-концов нам удалось остановить один пикап и доехать на нем  почти до  самого конца дороги.

В кузове пикапа

Автостоп в кузове пикапа

По ходу приближения джипов и пикапов становилось больше, они ехали десятками на вверх, и многие спускались вниз. Уже наступал вечер, поэтому многие джипы решили возвращаться, и на горной дороге образовалась пробка. Нам никак не удавалось добраться до горного приюта на высоте 4 тысячи метров. Поэтому мы поблагодарили хозяев пикапа за то, что они нас подбросили и дошли до горного приюта самостоятельно.

Невадо де Толука горный приют

Трудно было представить хороший горный приют с чистыми полами и двухэтажными кроватями. Мы приехали в воскресенье вечером, кроме нас никто не собирался здесь оставаться.

Невадо де Толука  Невадо де Толука  Невадо де Толука  Невадо де Толука  Невадо де Толука  Невадо де Толука

Оставили вещи и отправились на акклиматизацию – для начала взошли на кратер вулкана, одолели высоту 4200 м. Взойти на главную вершину 4600 м мы не собирались. Было уже достаточно поздно, а вершина скальная и обледеневшая. Альпинисты, которые тут тренируются, делают обычно полный траверс вулканического кратера.

Озера Солнце и Луны, Невадо де Толука

В кратере расположены два озера: озеро Солнца и озеро Луны. Названы они по аналогии с пирамидами Теотиукана. Я совершил кору – ритуальный обход озер. Рядом со мной гуляли  толпы мексиканцев с детьми и собаками. Видимо жителям Мехико, живущим на высоте 2300 м  над уровнем моря, высота 4000 метров нипочем.

Невадо де Толука вид на Толуку

Мы поужинали и заночевали в горном приюте. Ночью было необычным смотреть на тысячи светящихся окон города Толука и Мехико.  Я вспоминал, что две недели назад я также наблюдал в Африке с Килиманджаро фонари и светящиеся окна над крупными городами Моши и Аруша.

Утром мы решили возвращаться в Мехико. Попутных машин не было, поэтому решили спускаться пешком. Мы пошли не по серпантину, а ловко срезали петли дороги по соединительным тропам. В конце пришлось спускаться осторожно по высокой траве, слышалось шуршание змей. Мы спустились к главной дороге за 1,5 часа, что в принципе неплохо, рассчитывали потратить вдвое больше времени.

Снова поселок у входа в заповедник.  Здесь долго пытаемся поймать попутку у лежачего полицейского. Об автобусе даже и речи нет, местные вообще не говорят по-английски, а испанский язык  мы еще не так хорошо понимаем. Лежачих полицейских в Мексике очень много. В Мексике одни из самых лучших дорог в мире, ездят машины тут на сумасшедших скоростях, поэтому сбивать пыл водителей помогают лежачие полицейские.  Все-таки нам удается остановить пикап и сесть в кузов, в кабину водители редко пускают, боятся ограблений.

Автостоп в Мексике

И тут мы ощутили езду на открытом воздухе, одели всю одежду, что у нас была, чтобы не замерзнуть. Ехали на скорости свыше ста километров в час.  А держались за борта пикапа так крепко, чтобы не выпасть на скорости. Особенно я молился, чтобы водитель заметил все лежачие полицейские. Если бы  он подпрыгнул на бешеной скорости, нас бы далеко выкинуло из кузова. Автостоп в Мексике - хорошее занятие, но экстремальное.

Водитель высадил нас в Толуке. Здесь мы добрались на местном автобусе до автовокзала и затем с комфортом добрались на автобусе с кондиционером в Мехико. Первый опыт путешествий получен.

Пирамиды Теотиукана

Следующим пунктом нашей программы стали пирамиды Теотиукана. Добраться можно в течение часа езды от Мехико.  Когда доехали к пирамидам, наняли местного гида.  Наняли неудачно, так как с нами еще была семья из Северной Калифорнии. Поэтому гид рассказывал сначала все на испанском,  а потом на английском. Экскурсия заняло немало времени.

Пирамиды Теотиукана   Пирамиды Теотиукана   Пирамиды Теотиукана   Пирамиды Теотиукана

Теотиуканцы – самый загадочный народ Мезоамерики. Никто не знает, что это были за люди, а только догадываются. Поклонялись они пернатому змею – Кетцалькоатлю. В честь него делали кровавые человеческие жертвоприношения рядом с пирамидами. Пирамиды восстановлены для посещения туристов. Как говорят археологи  85 процентов тут восстановлено.  И действительно потрясают масштабы пирамид, особенно когда на них поднимаешься.

Пирамиды Теотиукана   Пирамиды Теотиукана   Пирамиды Теотиукана   Маска Теотиукана

Больше всего поражаешься, что у нас в Европе еще правили варвары, а тут в Америке существовала древняя цивилизация, которая строила гигантские многотысячные города, пирамиды, храмы.

Текила

Под конец экскурсии мы заехали в музей текилы. Здесь нам продемонстрировали разные сорта агавы, из которых делают текилу. Также листья агавы использовались для письменности, а иголки на краях листьев для шитья.  В музее текилы нам предлагали попробовать текилу и пульке, чтобы мы потом купили. Причем экскурсовод знал русские тосты и удивлялся, почему я не пью. К слову сказать, население Мексики не так уж много пьет. А курящих мексиканцев мы почти и не видели, самая некурящая страна, где мы были.

Безопасность – важный вопрос для отдыхающих в Мексике. Каждая вторая новость про Мексику в русском интернете связана с криминалом.  Но как всегда слухи чересчур преувеличены. Опасными считаются северные нетуристические районы рядом с границей США. Центральные районы, где находится Мехико и южные районы, где отдыхает большинство туристов – безопасны. Но всё равно не нужно носить при себе большие суммы наличности, нужно следить за вещами – в городах много воров.

Вулкан Ла Малинче

Высочайшие вулканы Мексики находятся рядом с Мехико и городом Пуэбла. Здесь расположены вулканы Ла Малинче ( 4450 м), Перевал Кортеса с вулканами Истаксиуатль (5220 м)    и Попокатпетль (5426 м) и самый высокий вулкан Мексики и Северной Америки – Ситлалтепетль или Пико де Орисаба (5636 м по другим данным 5700 м).  Удобной точкой является для этих странствий город Пуэбла – мы решили сделать его базой для наших восхождений.

Добраться до вулкана Ла Малинче из Мехико нужно так. Приехать на автовокзал Обсерваторио в Мехико, сесть в автобус до города Апизако. По пути в автобусе я окончательно замерз по кондиционером. Хотя именно по дороге в Апизако я увидел настоящую Мексику с засушливой местностью и кактусами-опунциями.  Видно, что даже в провинции народ хорошо живет. Вообще до поездки я думал, что Мексика – бедная страна. Как же я ошибался. Уровень ВВП в два раза выше Украины, но не выше России.  У многих мексиканцев есть свои джипы, и на выходных они отправляются путешествовать на вулканы, либо на океан. И мексиканцы очень жизнерадостны, много улыбающихся людей на улицах, не любят разговаривать о проблемах.

Горный приют

По приезду в Апизако нужно взять такси до турбазы под вулканом на высоте 3100 м.  По приезду на турбазу снимаем коттедж. Тут все радости жизни – вода, газ, душ и даже телевизор, который включаем ради интереса. Наслаждаемся тишиной и свежим воздухом соснового леса.

Утром подкрепляемся такосами в местной харчевне. От турбазы идет вверх промаркированная синим и красным цветом тропа.  Мы идем по очень красивому лесу. В прошлом весь штат Мехико был поросший великанскими соснами, теперь они остались только в окрестностях вулканов.

Вулкан Ла Малинче   Вулкан Ла Малинче   Путь к вулкану Ла Малинче

К 10 утра выходим к концу лесной зоны, дальше только камни и осыпи. Карабкаться по сыпухе тяжело, тут бы треккинговые палки в помощь, да оставил их дома.  Скалистые склоны впечатляют, тут можно делать серьезные восхождения.

Попокатепетль и Истаксиуатль   Вулкан Орисаба

На горизонте видны вулкан Орисаба со снежной шапкой, а также перевал Кортеса с впечатляющим правильным конусом вулкана Попокатепетль и широко раскинувшийся вулкан Истаксиуатль.  Также видны более мелкие вулканы, по словам местных, там горные рудники, где добывают самоцветы, серебро и минералы. Богата мексиканская земля на это.

Вулкан Ла Малинче   Вулкан Ла Малинче

На вершину я дошел в 12 часов.  Высота вулкана – 4440 метров. Вершина названа в честь индейской возлюбленной Эрнана Кортеса – Ла Малинче. Внизу открывались просто устрашающие грандиозные скалы и кулуары. Наверху открывалась более лучшая панорама «желтой» Мексики, как на ладони лежал Пуэбла и перевал Кортеса – следующие наши цели.

Спуск прошел сложно по осыпным склонам. Видели целую вереницу художников, которые пытались одолеть крутые склоны с мольбертами.  Мы собирались выбраться из турбазы с работниками на автобусе, который каждый день ездит в Апизако. Но нас подбросил быстро товарищ, которого мы встретили на вершине горы. По его словам он работает блоггером и пишет обзоры по смартфонам и прочим гаджетом на испаноязычном сайте, который посещает 100 тысяч человек в день.

Вскоре мы добрались в Апизако, а потом на местном автобусе приехали в Толуку. Толука – город с самым красивым историческим центром в Мексике.

Перевал Кортеса, вулкан Истаксиуатль.

Следующая наша цель – перевал Кортеса. В 1532 году Кортес со своим войском перешел этот перевал и увидел город Теночтитлан, который позже он завоевал. Один из спутников Родриго Фернандес взошел на вершину вулкана Попокатепетля (5426 м).

Вулкан Попокатепетль

Попокатепетль – уникальный вулкан. Про него сложено столько красивых легенд и историй. Восхождения на него запрещены последние 15 лет. Под вулканом находится туристическая база Тламакас, откуда совершались восхождения. Но после того как вулкан стал активен и выбрасывать вулканические бомбы, восхождения стали запрещены и за этим следят работники местного национального парка.

Утром мы наняли такси и отправились на перевал Кортеса. Таксист там был впервые, и мы сверялись с Google картами на моем смартфоне. Мы проехали пару поселков, а потом по горному серпантину начали взбираться вверх. По пути проехали туристическую базу, где есть рядом озеро и водопад. Вот и перевал Кортеса (3650 м). Заплатили  за вход в парк и поехали в горный приют Альцомони (4000 м). Рядом стоит телевышка, по вечерам включается электричество.

Вулкан Истаксиуатль   Вулкан Истаксиуатль

Вечером решили разведать путь к  началу маршрута на вулкан Истаксиуатль. Вулкан имеет четыре вершины. На последних двух расположены ледники. Знакомимся с  семьей альпинистов из Гвадалахары. Оказывается, они тоже ночуют с нами в одном приюте и подвозят нас к дому на джипе. Нам рассказывают все нюансы восхождения на Истаксиуатль. Тут нет маркированных троп, но много мест где можно не туда свернуть.

Вечером наблюдаем вулканических кроликов тепоринго.  Этот вид животных был на грани вымирания, водился он только в районе вулканов Мехико. Численность снижалась с каждым годом,  пока за дело не взялся знаменитый натуралист Джеральд Дарелл. Он лично приезжал сюда и отлавливал кроликов. Сегодня тепоринго восстановили свою численность, также их много в зоопарках.

Маршрут всего 7 километров, высота перепада 1200 м. Но восхождение оказалось очень непростым. Вышли на маршрут в три часа ночи.

Вулкан Истаксиуатль восхождение

Долго шли с фонарями, к пяти вышли на первую вершину. Подниматься вверх просто невыносимо. Каждый шаг давался нелегко в условиях разреженного воздуха. Тяжелый рюкзак на спине,  еще под ногами сплошные осыпи. Один раз мы все-таки ошиблись и пошли по неверной дороге, потом пришлось долго возвращаться.

Вулкан Истаксиуатль лагерь

Вскоре дошли до палаточного городка.  Дальше Паша ушел со своим спринтерским шагом, а я познакомился с местными индейцами. Они меня накормили местными лепешками и какао. Затем каждого участника и меня окуривали специальной чашей от влияния злых духов. После этого отправились на вершину налегке. Я решил также не тянуть за собой груз – рюкзак я бросил здесь, вместе с кошками и пластиковыми ботинками, взял с собой только ледоруб. Стало намного легче идти.

Вулкан Истаксиуатль горный приют Альцомони   Вулкан Истаксиуатль восхождение

Вскоре я дошел до горного приюта на высоте 4600 м. Здесь многие останавливаются и восходят на вершину на следующий день. Я считаю это разумным. Но в таком случае придется тянуть много воды и продуктов с собой. А тут в разреженном воздухе и так еле ноги передвигаешь.

Вулкан Истаксиуатль восхождение   Вулкан Истаксиуатль восхождение

Дальше был путь по длинной мелкой осыпи, которая казалась нескончаемой. Благодаря ледорубу я не ехал вниз. Затем был подъем по крупной осыпи и по скалам вверх – это заняло тоже много времени, пока не начала вырисовываться вершина. Вершина  - это кратер, внутри которого ледник. Идти  по осыпным вершинным склонам нужно очень осторожно и контролировать каждый шаг. И вот, наконец, впереди стал виден ледник.   Вулкан Истаксиуатль вершина

Здесь на высоте 5200 м тренируются альпинисты. Но я свои кошки оставил в рюкзаке, поэтому на ледник ступать не решился. Отсюда очень хороший вид на все вулканы, даже виден далекий Невадо де Толука, сверкает ледником Орисаба, а где-то внизу находится один из самых густонаселенных городов мира – Мехико. Каково местным жителям жить рядом с вулканами с их землетрясениями, да и риск есть, что Попокатепетль снова проснется.

На вершине кратера Истаксиуатля, сзади меня вулкан Попокатепетль

Сегодня 1 февраля – мой день рождения. Отпраздновал его на вершине замечательного вулкана, который по сложности подъема не уступает Килиманджаро.  Спуск был непростой, усталость давала сильно о себе знать. Спуск казался тоже бесконечным, особенно сложно было преодолевать скальные участки и  долгую мелкую осыпь. Вечером мы спустились вниз и вызвали таксиста. Возвращение в Пуэблу оказалось тоже непростым, нашего водителя на крутом серпантине ослепила дальним светом встречная машина и мы чуть не улетели в пропасть. Когда эта ситуация повторилась, я понял что местные водители часто не переключаются с дальнего света на ближний, и вообще в горах лучше ездить днем.

Пик Орисаба

Город Чолула Мексика гигантская пирамида   Город Чолула Мексика гигантская пирамида тоннель   Город Чолула Мексика гигантская пирамида   Город Чолула Мексика   Город Пуэбла Мексика   Город Пуэбла Мексика

В Пуэбле мы провели два дня. Съездили посмотреть на самую большую пирамиду в мире в Чолуле, которую закопали землей индейцы, а сверху испанцы возвели католический собор. Также под пирамидой находится гигантский тоннель, где мы также побывали. Был какой-то праздник и на главной площади то и дело врывались фейерверки.

Чтобы попасть на пик Орисаба нужно добраться в горную деревню Тлачичука. Автобусы ходят с автовокзала Пуэблы каждый час. Тлачичука – аграрный город, все местные заняты выращиванием кукурузы, помидоров и других овощей. Здесь мы проводим мало времени, нанимаем джип, покупаем галлон воды, газовый баллон и отправляемся в приют Пьедра Гранде (4240 м).  Многие американцы проходят акклиматизацию на пике Орисаба в зимнее время, чтобы потом взойти на вершину Аконкагуа – высшую точку Южной Америки.

Джип на Орисабу

Ситлалтепетль – в переводе с индейского языка означает звездная гора. Видимо их впечатляли ледники на этой горе и они почитали это место.  Орисаба – второе название горы, получено от города Орисаба неподалеку. Извергался вулкан в последний раз 4 столетия назад и на данный момент является потухшим. Обширные ледники окружают гору с севера, а с юга их нет. Северный ледник начинается на высоте 5000 метров. Высота перепада 1500 метров, время восхождения от 6 до 10 часов. Маршрут проходит по мелкой осыпи, которую надо проходить в кроссовках, а затем по льду, где уже необходимо иметь с собой кошки и ботинки. Крутизна льда превышает 30 градусов в некоторых местах, поэтому группе необходимо брать с собой все альпинистское снаряжения для восхождения на эту вершину.

Орисаба восхождение

К слову сказать, для тех, кто хочет подняться на Орисабу пешком в кроссовках, существует маршрут с юга, который начинается у деревеньки Альтизинтла. Это долгий маршрут, который восходители делают за два дня с остановкой в горном приюте на высоте 5000 метров.

Рядом с Орисабой есть другой вулкан Альтизин или Тильтепетль высотой  4580 м. Там находится обсерватория.

Приют Пьедра Гранде построен, как и многие горные приюты Мексики, на совесть. Он большой, внутри есть трехэтажные нары, могут поместиться 70 человек. Вместе с нами акклиматизируется тут американская команда. Мужики уже в возрасте, всю ночь не могут заснуть, мучаются от бессоницы. Ночью начинается сильный ветер.

Далее привожу рассказ Павла:

Орисаба восхождение

«Восхождение назначено на три утра. Утром поднимаюсь и готовлю на джетбойле еду, потом выхожу. На горе дует очень сильный холодный ветер, идти непросто, одеваю пуховик. Долгий путь по сыпухе, а затем переход на ледник. Нужно придерживаться правого края тут не так камнеопасно.

Восхождение на Орисабу

На высоте 5000 метров рядом с ледником, можно делать промежуточный лагерь для восхождений и ставить тут палатки.  Далее следует долгий путь по леднику. Лед крутой и очень твердый, поэтому нужно быть очень осторожным. Восходители должны успеть зарубиться в лед в случае падения.

Постепенно светало, больше всего удивила гигантская тень от Орисабы, которая похожа на тень от Эльбруса. Уже ближе к вершине я обогнал всех восходителей. На вершине установлен покореженный крест.

Восхождение на Орисабу   Восхождение на Орисабу

Вокруг видна гигантская панорама: вдалеке видны все вулканы, на которых мы побывали до этого.

Восхождение на Орисабу

Но больше всего поражает кратер Ситлалтепетля – гигантская глубокая пропасть, к которой подойти даже страшно.

Потом долгий спуск – восхождение заняло 6 часов.»

Таким образом, Павел пополнил свой список вершин, а побывал он до этого на Мак-Кинли, Аконкагуа, Ама-Дабламе, Эльбрусе, Карстензе, Килиманджаро.

Тлачичука Восхождение на Орисабу

В обед нас забрали на джипе обратно. Решили отдохнуть  после восхождения в Тлачичуке. Здесь очень хорошая атмосфера, семейный отель.

Музей Мехико

Крутящиеся индейцы

В Мехико мы прибыли за 4 часа. Посмотрели на шоу вертящихся индейцев, которые на карусели катаются вниз головой. И на следующий день отправились в антропологический музей. Тут есть разные экспозиции истории Мексики.   Тлачичука Восхождение на Орисабу

Но наиболее привлекательна именно доколумбовая Америка. Так как тут много нераскрытых загадок.  Кто эти были загадочные теотиуканцы, которые не оставили кроме пирамид после себя ничего?

Голова ольмека

Кто были ольмеки, которые были похожи на негров двухметрового роста, которые оставили после себя гигантские головы. Загадочные майя, которые поклонялись странным богам, и деформировали своим детям череп с рождения. На кого они хотели быть похожи?

А эти странные смеющие маски. А эти лица, которые одевали сверху маски из человеческой кожи?  В музее также были представлена экспозиция храма Письменности в Паленке.

Император Пакаль скаркофаг

В этой пирамиде был найден саркофаг императора майя Пакаля, который был украшен нефритовой маской и украшениями.  Также очень много посвящено истории ацтеков.

Город Теночтитлан

Раньше на месте Мехико была столица империи ацтеков Теночтитлан. Здесь распологалось огромное озеро и на островах был построен огромный город. Трудно поверить, но впоследствии это озеро было осушено и теперь тут стоит каменный город Мехико.   Камень солнца ацтеков

От ацтеков только остались воспоминания и их символ – Календарь солнца, который они заимствовали у майя, чтобы определять, когда лучше сеять урожай и вести летоисчисление.

Как вводили христианство для индейцев

В музее также было показано, как индейцев приучали к католичеству и как появились в итоге современные мексиканцы, которые являются очень набожными и почитают богоматерь Гваделупскую.

Канкун и Чичен-Ица

Вот и подошло наше путешествие по Мексике к концу. Хотелось бы еще посетить Медный Каньон на севере Мексики.  Там потрясающие виды, по каньону проходит железная дорога, кроме этого есть возможность выйти, полюбоваться видом ущелий и водопадов,  посмотреть на местных индейцев. Однако для этого путешествия необходимо покупать авиабилеты заранее, нам бы эта поездка обошлась свыше 500 долларов, и ради двух-трех дней мы тратить такие деньги не рискнули. Поэтому мы решили посетить Чичен-Ицу – взяли билеты в Канкун.

Прилетев в Канкун, мы поселились в маленьком отеле с кондиционером.

Развалины городов майя

В первый день мы поехали посмотреть на развалины древнего города майя Тулум. Это один из немногих городов, который расположен на побережье. Тут можно искупаться после посещения развалин.

На следующий день мы купили экскурсию в Чичен-Ицу. Ехали комфортабельным автобусом, смотрели сувениры и пляски мексиканцев.

Чичен-Ица

Затем собственно была Чичен-Ица, которую так хотят посетить множество туристов со всего мира. Она также восстановлена археологами. Два раза в году в дни солнцестояния на пирамиде отбрасывается тень, которая похоже на тень змеи – бога Кетцалькоатля.

Чичен-Ица баскетбольная площадка

Также рядом есть поле для древнего баскетбола, где проигравшему отрезали голову и играли ей. Рядом с развалинами Чичен-Ицы  находятся карстовые воронки – колодцы-сеноты. Здесь можно искупаться после посещения Чичен-Ицы. Такие сеноты объединены в целую подводную систему пещер и колодцев. Говорят, что весь полуостров Юкатан пронизан пещерами. И именно здесь сняли фильм «Санктум». Подводная спелеология на самом деле очень опасна, очень много людей отдали жизни в этих безднах.

После было купание на пляжах Карибского моря. Загорать тут надо осторожно, солнце очень жаркое.

Игуана

На пляже можно увидеть игуан и бурых пеликанов, которые с шумом ныряют в воду в поисках рыбы. Кроме того написано везде, что пляжи в Мексике бесплатные и не принадлежат никому. Однако кроме пляжа дельфинов в Канкуне, нельзя прорваться к другим пляжам, везде они заграждены заборами пятизвездочных отелей.

Потомки майя

Наше насыщенное приключение подходило к концу – нужно было вылетать. В аэропорту Канкуна я общался с недовольными русскими туристами, которые отдали свыше 100 тысяч рублей каждый, чтобы прилететь сюда. Многие жаловались на то, что прилетели в отель, а развлечений никаких, экскурсии только за большие деньги. Большинство сидело в отелях безвылазно. К примеру, посещение Чичен-Ицы стоит 110 долларов с человека. Поездка в Мехико на два дня  с экскурсиями от 300 до 500 долларов. «Анимации никакой, в Египте и Турции намного лучше» : вторил другой турист. Как все это было не похоже на наше активное путешествие, когда мы за гораздо меньшие суммы смогли посмотреть много достопримечательностей страны, взошли на вулканы, познакомились с дикой природой Северной Америки и довольные вернулись домой.

Выводы:

Мексика - считается и дорогой и дешевой страной. Это не Азия, где можно дешево жить и питаться и ездить. Здесь очень дорогой транспорт, автобусы могут быть дороже самолетов на дальние расстояния. Хостелы от 20 долларов с человека, повыше классом еще дороже. Питание в ресторанах от 15-20 долларов за обед, поэтому мы предпочитали дешевую уличную еду или ели в китайских буфетах. Восхождения на вулканы доступны каждому, лучший период - зимнее время. Не стоит приезжать в Мексику летом для восхождений -  идут дожди.  Страна жаркая, на Орисабе теплее, чем на Килиманджаро. Но теплые вещи нужно брать с собой обязательно. Для путешествия недостаточно знания английского языка, обязательно нужно учить испанский или брать в дорогу словарь, разговорник.

Если хотите посмотреть Мексику и побывать на вулканах мы предлагаем вам  тур Восхождение на вулкан Орисаба.