Весна в Карпатах или снега по колено

Весна в горах или снега по колено.

Ранняя весна побудила нас собраться для похода в горы. Сообщения Игоря, что в Горганах снег остался на северных склонах, подстегнули меня, и скоро наша команда была готова выезжать из Ивано-Франковска. Маршрут планировали пройти от Осмолоды через полонину Плисце на гору Попадья по старой польско-словацкой границе до горы Сивули. Мы хотели и дальше делать супер-маршрут по Горганам, но погода скорректировала наши планы. Сообщения Стаса с Ивано-Франковска, что на старой границе непроходимые заросшие тропы из трехметрового стланика подстегнуло нас ещё больше. Мы хотели найти труднодоступные участки для биологических исследований.

День первый- село Осмолода – полонина Плисце

Осмолода нас встретила прекрасной погодой. Правда, было холодновато, Игорь  сразу пожалел, что не взял с собой теплую одежду. Пение птиц и красота природы подействовали на нас отрезвляюще,  и мы пошли с удвоенной силой.  В Осмолоде мы встретили человека, который представился представителем спасательной службы. Предупредил нас сходами лавин в горах. По пути я наслаждался созерцанием лесных пейзажей, пением дроздов и ярким солнцем. Над горой Канусяк парили канюки. В лесу начались распускаться первоцветы,  вдоль дорог росла мать-и-мачеха. Лужи были полны икрой тритонов.  Теплая погода создавала отличное настроение, но кто знал, что всему скоро этому придет конец. Неожиданно солнце закрыли грозовые тучи, и начался мелкий дождь. По мере продвижение в горы этот дождь становился холоднее, как и погода.

Идя по дороге, мы прошли через мощнейший лавиносброс в Карпатах. Раньше тут было очень труднопроходимое место, все было завалено стволами, но затем туристы расчистили путь и теперь мы шли с удобством. Карпаты тоже очень серьезные горы, тут случаются лавины, которые сносят под собой большие участки леса.  На Кавказе мне приходилось наблюдать почти на каждом шагу последствия страшнейших лавин.

Наконец мы вступили в зону снега, который оказался довольно мокрым. Сильный дождь и мокрый снег сразу перебили нам впечатления о приятной весенней прогулке по горам, а когда снега стало по колено, то мы просто были удивлены. Добравшись до туристического приюта, мы вздохнули с облегчением. Снег то шел, то прерывался. Мы начали заниматься хозяйственными делами, рубили дрова, топили печку. Вечер прошел в  интересных рассказах о путешествиях.

День второйв снежной засаде

Целый день мы провели в домике. Снег шел весь день. Погода была непонятная – видимость сократилась до нескольких десятков метров, а позже вообще все закрыло сплошной белой пеленой. В эти моменты радуешься, что сидишь в теплом домике с печкой, а не в прозябаешь в палатке.

Возле дома жила хохлатая синица, которую мы подкармливали крошками. После снегопадов птицы в основном убрались пониже, как и все разумные животные. Мы же с Игорем, наоборот, собирались идти по этим горам ещё долго.

День третийвосхождение на Грофу

Утром снова обнаружили, что идет снег и снова туман. Однако мы решили пробираться на вершину горы Грофа. Захватив фотоаппараты и треккинговые палки, мы отправились в путь.  Путь оказался очень снежным.

Подъем на Грофу

Приходилось проваливаться в снег выше колена, а иногда и по пояс. Игорь боялся, что я тренируюсь на износ, бегаю, чтобы подготовиться к горам, и он будет от меня отставать. Но в действительности я чувствовал себя не в своей тарелке, проваливаясь в снежные сугробы на каждом шагу.

На горе Грофа

Мы сразу же сбились с тропы в этом снежном царстве. Выйдя к зарослям соснового стланика, наше продвижение даже улучшилось, так как мы могли опираться ногами на его ветки.

Холодный ветер понукал нас идти быстрее и скоро мы увидели россыпи курумника и туры из камней. По турам мы легко начали путь на вершину. В одном месте я провалился в мокрый и вязкий лавинный снег. Вспомнил, что если пройдет лавина, у человека практически нет никаких шансов выбраться из такого снега. Дальше начался твердый фирн, и мы быстро выбрались на вершину горы Грофа (1748 м).

Здесь дул сильный ветер. Мы решили прогуляться по гребню, и вышли к оврагу, где был твердый снег. Здесь можно было прыгать акробатику с любых высот, чем мы и занимались некоторое время. Погода не улучшалась, хотя снег уже переставал идти временами. Мы решили спускаться вниз. Обратный путь занял вдвое меньше времени – проваливаться уже было не так тяжело. Тяжесть рюкзака не давила на нас, и мы быстро спустились вниз. Весь вечер мы провели в попытках растопить печь, а затем высушить все наши вещи, что нам удалось. Вечером солнце вышло ненадолго из-за туч, что нам дало надежду на солнечный день завтра.

День четвертыйполонина Плисце – седловина горы Малая Попадья

Канусяки

Ранним утром Игорь выпрыгнул из спальника и сфотографировал рассвет над Канусяками. Эти две горы – Великий и Малый Канусяк стали полностью заснеженными, хотя в первый день мы наблюдали, что склоны их были слегка покрыты снегом. Снега было около полуметра, а за три дня снегопадов, его прибавилось ещё на сорок сантиметров. Почти метр снега сокращал наше путешествие, и мы решили пройти небольшим кольцом через Попадью, Коретвину и спуститься в Осмолоду. Хватит сидеть, нужно двигаться и мы собрались в путь.

В  туристическом приюте мы прожили два с половиной дня

Яркое солнце растопило снег на смереках, который на нас падал сверху. Когда мы подошли к горе Паренки, тучи начали снова сгущаться.

Между Грофой и паренками

Холодный ветер задувал во все неприкрытые места, поэтому пришлось одеть на себя все, что только можно. Я пожалел, что не взял маску, когда ветер начал задувать в лицо. Продвижение вверх было очень сложным из-за глубокого снега и тяжеленных рюкзаков.

По пояс в снегу

В такую погоду, несмотря на облачность, были хорошо видны окружающие горы. В бинокль мы рассматривали много деталей. С одной стороны белела полонина Боржава, с другой возвышался длинный массив Сивули. Гора Грофа, без сомнения одна из самых красивых вершин в Карпатах. Она статно возвышается крутизной среди плавных гор. Жаль, что мы вышли на вершину при плохой погоде вчера.

Подъем на хребет Паренки

Когда мы вышли на вершину хребта Паренки (1736 м), то погода испортилась окончательно.

На вершине хребта Паренки

Ветер усилился, начал падать снег и подкрадывался туман. Я надел на себя все теплые вещи. Игорь чинил свои бахилы Salewa, у которых оборвались тросики. Быстро сфотографировались и побежали вниз. Дорогу снова потеряли из-за отсутствия ориентиров. Но стланик, который делает путь к вершинам труднопроходимым, нам только помогал, так как не давал полностью погружаться в снег.  В снежную погоду открываются любые труднодоступные пути в Карпатах. Сейчас, сидя за отчетом, думаю, что стланик делал снег более рыхлым, так как пространство между ветвями создавало пустоту и мы проваливались сильнее.

Путь по безымянной горе между Паренками и Малой Попадьей запомнился надолго, так как там я проваливался на каждом третьем шагу. Игорь, который весил вдвое меньше меня, проваливался через каждые двадцать шагов. Он имел преимущество передо мной и ушел далеко вперед. Мне же пришлось несколько часов преодолевать сложный путь, проваливаясь выше колен, а иногда по пояс. Но было хорошо, что солнце вышло из-за гор, прекратился ветер, и мне открылись потрясающие виды горы Большая Попадья.

Гора Попадья

Вершина отчетливо возвышалась среди других гор своим гребнем, на краю которого приютились снежные козырьки. В такую солнечную погоду часто сходят лавины. Я видел следы небольших лавин на горе Паренки, но наш путь пролегал вдали от лавиннопасных кулуаров. Сцепив зубы от проклятий, которые извергались при каждом падении в снег, мне пришлось пробивать себе путь, вернее сказать пропахивать. Наконец ближе к спуску, я обнаружил Игоря, который поджидал меня. Мы хотели найти тропу, однако полагали, что она по центру гребня идет. В действительности она шла по левому краю горы.

Вид с Попадьи

На этой  безымянной горе мы попали в суровую многоснежную обстановку

Когда начались ели, мы уже проваливались всегда по пояс и оставшиеся метры до седловины для нас казались практически недостижимыми. Лишь после заката солнца в восемь часов нам удалось спуститься в седловину.  Удача нам улыбнулась еще раз, когда мы нашли ровное место под елкой, где было очень мало снега. Ночью топили снег, ели кашу. Ночь была очень холодной. Игорь в летнем спальнике и в одежде всю ночь пытался согреться и заснуть.

День пятый восхождение на гору Попадья – спуск в долину реки Паренка

Гора Большая Попадья

С утра снова выглянуло солнце, которое быстро высушило некоторые наши вещи. Так как после вчерашнего тяжелого перехода по пояс в снегу мы тщательно взвесили все за и против, решили покорить гору Большую Попадья без тяжелых рюкзаков. Мы бы могли пройти этот путь с рюкзаками, но нам снова пришлось бы где-то встать среди  глубоких снегов в районе Коретвины, где нет лесов, которые закрывают от холодного ветра. Поэтому мы решили налегке покорить гору и спуститься в долину речки Паренка и встать подальше от снега, который создавал холод по ночам.

Идем к Попадье

Было довольно сложно подняться по рыхлому снегу на вершину горы Малая Попадья (1598 м). На вершине были видны дальние хребты Пешконя и гора Стримба. Теплая солнечная погода и фирн на вершине явились большой благодатью после вчерашнего прозябания в снегах.  Мы быстро спустились в седловину по удобной прорубленной тропе.

Во время отдыха слышали трижды грохот лавин со стороны Закарпатья. В этом году немало туристов и любителей зимнего отдыха погибло под лавинами в Карпатах из-за неосторожности.

Горганы

Поднявшись на вершину горы Попадья (1740 м) мы были просто потрясены окружающими видами. К сожалению, в этот момент солнце уже начало скрываться за тучами, но все равно для нас было подарком посмотреть на эти потрясающие панорамы Карпатских гор!

Сфотографировались возле знаменитого пограничного столба с польским гербом орла и словацким гербом льва.  Здесь проходила старая граница между Польшей и Словакией. Тут должен начинаться наш маршрут в по труднодоступным местам. Немного полюбовались горами, куда мы хотели бы пойти: Буштул, Кепута.

После этого начали быстрый спуск. Игорь постоянно вспоминал автора передачи про выживание Беара Грилза и решил повторить его подвиг: съехать на пятой точке с крутого склона горы. Обычно такие штучки я вытворяю в горах, но все обошлось хорошо. Быстро поднялись на Малую Попадью и начали спуск. Пришли уже к лагерю на закате. И надо куда-то тащиться ещё вниз. Но надо, не очень хочется спать среди снегов. Потом мы пожалели об этом. Во-первых, снег везде доходил до пояса. Увиденная с горы каменная осыпь оказалась труднопроходимой. Скоро мы дошли до реки Паренки. Тут снега было не так много. Утолив жажду, мы пошли вдоль  течения реки. Крутые склоны и густой лес были не большой помехой. Наивные мы. Скоро нам предстояло пройти через сложнейшее испытание.

В горах

С одной стороны реки была вырубка, с другой лес. По течению реки было идти невозможно, снег был выше пояса. Поэтому нам пришлось идти по вырубке. Деревья раньше сдерживали шаткие камни, а теперь кругом вместо них были пни и бревна. Идти ночью с тусклым фонариком, пробираясь через поваленные бревна – развлечение ещё то, скажу я вам. В некоторых местах нам приходилось спускаться вниз к снегу. Почему-то этот снег не держался на голых склонах, а концентрировался огромным слоем внизу. И вот приходилось идти по пояс в снегу, перелазить через поваленные стволы деревьев, которые не вывезли лесорубы. Во время такого прохождения я с головой провалился в яму. Пришлось скинуть рюкзак, выкарабкиваться, а потом еще раскапывать это снежное месиво, чтобы отыскать треккинговые палки. Дальше мы решили ни при каких обстоятельствах не идти по снегу и траверсировали крутые склоны вырубок. То и дело останавливались передыхать от тяжести рюкзаков. Затем нам удалось выйти в широкую долину, где уже проходила лесовозная дорога.

По карте не должно в этих местах быть никаких дорог и вырубок, но цивилизация упорно пожирает в свое горнило все новые и новые области. Обидно, что эти места входят в состав заказника «Грофа», где не должно быть вырубок. Вспомнился рассказ моих друзей из Москвы, которые путешествовали на Дальнем Востоке вдоль реки Кема, надеясь на трехнедельный поход в полной глуши, а дошли до самых верховий реки по вырубкам и лесовозным дорогам.

Дальше путь стал мокрым из-за того, что дорога пошла по реке и мы пробирались по островкам камней, ловко перепрыгивая между ними. В конце концов нам удалось найти ровное место без камней и бревен. Нас встретила маленькая и уютная полянка с первоцветами. Рядом шумела река. После такого «терминаторского» похода быстро сделали чай и легли спать. Тут было намного теплее, чем в горах. Ночью шел дождь.

День шестой долина реки Паренки – село Осмолода

Утром мы долго просыпались. Погода была целый день непонятная – моросил дождь. Игорь обратил внимание на бородатые лишайники, которыми тут были увешаны деревья. Этот вид – индикатор чистоты воздуха. На Кавказе все леса усеяны бородатыми лишайниками, в Карпатах, по-видимому, не такой уж чистый воздух, лишайники редко встречаются. Собрав все вещи, мы двинулись домой.

В долине реки Паренки мы встретили на снегу старые следы медведя. Это был довольно крупный экземпляр с шириной лапы примерно в 14 см, точно определить не удалось из-за старости следа. Как мы и думали, что медведи спустились в долины, а некоторые ещё лежали в берлогах.  Вообще в горах ещё весна только начиналась. Тетерева пока не начали токовать, все звери спустились в долины. И лишь иногда на полянах, в солнечную погоду, разливались песни дроздов.

Выйдя на удобную дорогу, вскоре мы добрались до лагеря лесорубов. Вахтовка уже уехала, мы не успели. Пришлось идти дальше пешком.  Впереди дорогу пересекала река Петрос. Мост через неё снесло наводнением и пришлось искать брод. Самым удобным местом для пересечения оказался район бывшего моста. В других местах река кипела и бурлила. Я по правилам переправ в горных районах пересек реку в ботинках,Игорь же решил пересечь реку босиком.

Никогда не повторяйте подобных трюков, лучше просушить ботинки когда-нибудь, чем переходить реки босиком. Дальше мы прошли быстро оставшуюся половину пути, заглянули на заросшую деревьями узкоколейку. Ночью мы пришли в Осмолоду, а на следующий день отправились в Ивано-Франковск.

Здесь можно посмотреть фотографии в хорошем качестве