Карпаты 2010: выше водопадов

Отзыв о туре "Среди карпатских водопадов" - 15 августа 2010 года

После похода в Карпаты прошло больше двух недель, а я всё никак не могу избавиться от необъяснимого притяжения тех мест. Завтрашним утром мне хочется проснуться в палатке и выйти на росу и туман, услышать из дали причудливый перезвон колокольчиков пасущихся на полонине коров, умыться в горной реке, выпить чаю у утреннего костерка и вслед за солнцем начать подъём на соседнюю гору.

Поход 15.08.2010 - 20.08.2010: Карпаты, выше водопадов.

День 1-ый

Ко времени встречи группы на вокзале в Ивано-Франковске наблюдалось явное оживление. Прибыл поезд из Москвы, и через главный вход здания вокзала зашныряли люди с чемоданами, сумками и рюкзаками. К последним мы приглядывались повнимательнее, т.к. кто-то из них мог оказаться нашими новоиспечёнными товарищами по походу на ближайшие 6 дней. Оказалось, что в этот день и в это время от вокзала в Карпаты отправлялось как минимум две группы походников. Наш "отряд" собрался с правой стороны от входа на вокзал немало удивил меня своим составом. "Ну должен же кто-то ещё из парней подойти!" и "Во бабыдевушки нынче активные пошли, в походы ходят!" — пронеслось в моей голове, как только я увидел, что 9 из 12 человек нашей группы — девушки. Сразу замечу, что несмотря на разную подготовку, как в смысле походного опыта, так и в смысле экипировки, вся женская часть группы очень достойно прошла поход: никто не ныл, не жаловался и не снимался с маршрута до его окончания.

Вскоре подошёл и наш проводник — Александр.

Далее следовал переезд к началу маршрута в Пасечную. Удивило, что за лишних 14 гривен с человека водитель маршрутки не пожалел своего авто и проехал несколько километров по грунтовой дороге в предгорной местности.

Закинув рюкзаки за плечи, мы начали путь...

Подъёмы ещё не были по-горному крутыми, а места здесь напоминали "природу", куда так любят выезжать жители городов в выходные дни: поляна, лес, речка, костёр и куча мусора после. Я не переставал удивляться встречавшимся на нашем пути "жигулям", "фордам" и прочим легковушкам, что осторожно карабкались по камням очень суровой просёлочной дороги.

Первое в этом походе место стоянки было огранизовано над водопадом Бухтивец. Солнечная погода и усталость располагали к купанию. За ужином состоялось официальное знакомство группы.

День 2-ой

Утро выдалось солнечным. Вообще погода в первые дни пути всё больше напоминала Крым прошлой осенью — всегда солнечно, днём жарко, вечером чуть прохладнее, но в целом очень комфортно.

Начались подъёмы. Сначала по полонине, потом через лес. У тропы встречались колючие заросли ежевики. Не припомню чтобы я когда либо ел эту ягоду в дикой природе. Магазинный, как правило замороженный её вариант имеет кисловатый вкус и много твёрдых зёрнышек внутри. Эта же, настоящая ежевика, была сладкой, и только недозрелые ягоды были с кислинкой.

Начались коллективные фотографии. Женский состав нашей походной группы смотрится очень самодостаточно. Действительно, это ведь двенадцать человек без трёх. Красота! :-)

Самурай без меча, это как самурай с мечом, но только без меча.

А вот и Манявский водопад.
Горная речка, ограниченная скалами с одной стороны, падает с 16-метровой высоты чтобы продолжить своё течение по каньону. Для спуска в каньон сделаны перила из тонких брёвен, но чтобы спуститься к самой реке и подножью водопада приходится прыгать по скользким глыбам. Спускаемся без рюкзаков. Вид водопада завораживает. Если встать напротив струи на безопасном расстоянии в 3-5 метров, ощущается довольно сильный поток воздуха, генерируемый падением воды. После длительного перехода под рюкзаком так можно простоять бесконечно.

Разбиваем лагерь на живописной поляне над водопадом. Место стоянки полностью наше, но за вечер мы неоднократно становимся свидетелями набегов групп туристов-матрасников или "пионерлагеря". Участники последнего, недолго посомневавшись, ныряют в горную реку во всем "обмундировании": всплывшие тапочки "ловцов жемчуга" подхватывает течением, а козырьки их же бейсболок пригибаются, закрывая лицо. Чудом обходиться без происшествий. "Пионервожатые" уводят непокорное стадо восвояси.

День 3-ий

Утро, скалы, водопад и деревья кругом. Я ощущаю, что полностью привык к походным условиям. Мне совсем не хочется в этот час оказаться где-то на пыльной улице или в помещении с кондиционированным воздухом. Мне не хочется помногу часов выдерживать сидячую позу перед монитором. Я с удовольствием не ощущаю железобетонного потолка над головой, не пробираюсь по коридору к проему окна с двойным остеклением, чтобы увидеть кусочек неба, не щёлкаю замками дверей и не ступаю по твёрдому асфальту большого города.

День начинается с фотосессий у водопада и горной речки. Так многие, как и я, пытаются увезти с собой на память кусочки мира карпатских гор.

Группа собирается, и мы движемся. Перед затяжным подъёмом остановка для пополнения запасов воды. Дорога наверх не для людей — для тракторов. Мы поднимаемся по тропке рядом с дорогой. Лес сгущается. На хребет Чортка нам приходится продираться через прямо-таки таежный бурелом. Идём по хребту, переступая по каменным валунам. Из этих глыб и камней поменьше кто-то сложил здесь стенки с небольшими окнами-бойницами. Саша рассказал, что это укрепления со времен войны.

Спускаемся и вновь поднимаемся, на этот раз на живописную полонину с видом во все стороны. По дороге удаётся насобирать грибов на вечернюю "жарёвку". В основном это белые и подберёзовики. Некоторые из них уже в середине августа достигли массивных размеров и конкурируют с небольшими пнями и кочками.

Бивак организуем неподалёку от речки и гуцульского поселения. Один из трёх мужчин нашей группы, Олег, уходит на разведку в сельский магазин (несколько километров). Вика, Галя и Аня идут налаживать контакт с местным населением и возвращаются с молоком и сливками.

В виде сливок получен важный компонент для приготовления грибов в походных условиях. Однако до жарёвки дело не дошло. Следуя инструкциям проводника, грибы были тщательно проварены, после чего утомлённые "грибовары" расползлись по палаткам и спальникам.

День 4-ый

В этот день мы достигли наивысшей точки походного маршрута, поднявшись на хребет Станимир (1580 м).
Мы поднимались тракторной дорогой, переступая грязное месиво. Одним из показательных отличий Карпат от, скажем, крымских гор, как мне показалось, является сочетание влажной почвы и солнечной погоды. Вода как будто не испаряется, и даже после нескольких солнечных дней на просёлочных дорогах стоят лужи и вязкая глина. В лесу и на склонах тропинки обычно чище, но и здесь попадаются топкие места.

На "ежевичном" привале нас нагнал порожний гусеничный лесовоз. Этого "зверя" было слышно задолго до того, как тот вылез из-за поворота. По правому борту трактор чёрным выхлопом коптил придорожный лес.

Женская часть группы с заметным энтузиазмом восприняла предложение гуцульских лесорубов подвезти нас наверх. Я же, имевший опыт катания на "броне", ничего хорошего от прогулки на пусть даже таком тихоходном транспортном средстве как гусеничный лесовоз не ожидал.

Лучшее место было занято водителем трактора, а может такое место и вовсе занимал в эти минуты какой-нибудь механик, оставшийся в гуцульской деревне прикорнуть после обеда. Все остальные, как ни крути, оказались "чмошниками" :-). Девчонки и Саша ехали сзади, стоя на кузове для частичной погрузки брёвен. [info]Йу, Галя и я сидели спереди на центральной и правой части кабины, под обшивкой которой, казалось, из последних сил трудился дизельный двигатель. По пульсации дыма из выхлопной трубы можно было отследить каждый 4-ый такт работы дизеля и при большом желании подсчитать число оборотов в минуту. Кабина нагревалась, сажа заволакивала сам трактор и всех его пассажиров. Позади на дороге и в окрестном лесу оставался висеть густой тёмно-серый смог. Солнечные лучи едва пробивали эту индустриальную мглу.

После получаса тряски, гари и рывков поездка окончилась. Восхождение на Станимир мы продолжили, как и полагается, — пешком. Ближе к хребту тропинка растворилась в лесных зарослях, сменившихся скатом с насыпью из каменных глыб разной величины. Вся группа уверенно взобралась по камням.

На хребте паслись лошади. Местный житель, собиравший здесь бруснику, явно зашёл на Станимир более пологой дорогой, но на то мы и туристы, что не ищем лёгких путей!

К вечеру Саня вывел нас на полонину, где мы устроили ночлег. Погода изменилась: похолодало, и ветер только усиливал ощущение холода.

С полонины открывался великолепный обзор, в том числе и на наивысшие точки Горган — горы Сивуля (1818 м) и Лопушна (1836 м). Вершины то и дело заволакивало низкими серыми облаками. Накрапывал дождь. На этой стоянке мы впервые не купались — поблизости не оказалось ни живописной горной речки, ни водопада. Родник со слабым дебетом находился в начале леса на другой стороне полонины, по визуальным оценкам — метрах в 400-500 от лагеря.

Приятным дополнением к ужину стали зажаренные на сливках сметане грибы. Вкусно, а в походе втройне вкусно!

Пасмурная погода довольно скоро загнала нас по палаткам, но вот грибы так скоро не отпускали большинству явно хотелось продолжения беседы у вечернего костра. Во всех палатках говорили. До моих ушей с разных сторон долетало то невнятное бормотание, то отчётливые фразы с полным Dolby Surround и эффектом присутствия. Откуда-то прилетел даже отрывок песенки:

Не жужжи, насекомое, я тебя засушу.
И в стеклянную баночку я тебя посажу...

Занавес!

День 5-ый

Хмурое и прохладное утро. Кажется солнце ещё не проснулось, а мы с проводником Сашей уже направились к роднику, что на другой стороне полонины, набрать воды к завтраку.

Ко времени выхода на маршрут солнце ненадолго вылезло из-за туч, но палатки пришлось упаковывать не просохшими полностью.

Местные жители выводят на полонину стадо коров. И вроде бы мы со своими сборами не занимаем какого-либо значительного места на травяном покрове горных склонов, животные тем не менее стараются подойти как можно ближе к нам и с любопытством смотрят на наши вещи, на потухший костёр.

Вместе со стадом на горный склон пришёл и перезвон колокольчиков. Как описать этот звон? Звук колокольчика ассоциируется с чем-то звонким, прозрачным. Колокол — это уже совсем другая "весовая категория". Бубенцы — нечто третье, их звук более плоский. Тут было что-то между колокольчиком и бубенцом. Мы, следуя за тропой, углублялись в лес, а позади оставался этот звук-перезвон. Лес, горы, ветер и перезвон.

Поднявшись на склон, пройдя несколько километров через лес и достигнув другой полонины, мы также встретили стадо коров. У нас был обед, и вновь любознательные "бурёнки" старались подобраться как можно ближе.

Погода стала совсем осенней. "Злые холода заставили" надеть флис и куртку. Я с некоторым удивлением вспоминал о купании в предыдущие дни.

По пути следования к месту нашей последней стоянки мы завернули на опушку леса. Здесь между двух сосен были устроены качели, по-украински — гойдалка. Конструкция была предельно простая: на высоте 8-10 метров стальной трос закреплялся на обеих соснах, а у земли, в месте перегиба, к тросу прилаживалась деревянная сидушка. Учитывая немалую высоту крепления "подвеса", амплитуда раскачивания выходила порядочной. Кроме этого, высоты добавлял и сам горный склон. Короче, нехитрый аттракцион под названием "гойдалка" был посещён всеми желающими.

Вечер пятого дня. Заключительный вечер похода. Впереди только 6-7 километров до посёлка и автобуса в город, позади больше 70 километров пути по горам. Всё легко и всё под силу. Настроение праздничное. Забавно, но такого иной раз не скажешь и про календарный праздник, а тут, казалось бы и повода явного нет... Но повод нашёлся, как нашлись и "не походные" продукты: свежий хлеб, пельмени, новый сорт печенья и шоколада, коньяк, пиво и арбуз. Фантастика!

Конечно никто не тащил в своём рюкзаке рог изобилия чтобы щедро рассыпать его дары именно в последний походный вечер. Просто-напросто уже испытанные гонцы Олег, Вика, Галя и Таня "слетали" в сельский магазин. На следующий день остальные "собственноножно" убедились в отдалённости этого пункта сельской торговли с интригующим названием "Люкс". И всё-таки оперативная группа вернулась с продуктами, пусть уже и в кромешной темноте. По возвращению гонцов мы отметили День рождения одной из участниц нашей группы — Тани.

После полуночи сварились пельмени... Большая пауза. Знакомый сюжет из студенческой жизни, не правда ли? :-) Они были съедены, и подействовали как снотворное. Ночь выдалась сырой и прохладной, но только не для нас, откушавших яств с праздничного стола.

День 6-ой

Туман. На тенте палатки застыли крупные капли дождя и росы. Место, где мы расположились во истину уникальное — полоска суши на возвышении между озером и рекой. За озером, как малозначительная декорация заднего плана — водопад.

Солнце восходит неспешно. Вот оно появляется из-за горы, и всё начинает искритmся: и листья деревьев, и стебли травы на лугу, и водостойкие скаты наших убежищ. Туман рассеивается.

Поход заканчивается, так же как и начинался — хорошей, солнечной погодой. Мы шагаем к посёлку. Дорога всё меньше изгибается в вертикальной плоскости. Начинает попадаться автотранспорт. Вот и посёлок Быстрица с разномастными строениями и церковью.

Магазин "Люкс" начинает новый абзац. Здесь мы обедаем. Рог изобилия продолжает обменивать нам гривны на "диковинные" продукты. Кто-то начинает обед с мороженого, кто-то затаривается шоколадом. Вместе доедаем остатки консервов на свежем хлебе с хрустящей корочкой. Я отпиваю из пачки гранатового сока, и меня постигает разочарование — подделка, такого не встретишь в природе. Welcome back в цивилизацию.

Наш автобус. Отъезд...
30 минут пути – автобус ломается.
30 минут простоя – отъезд, дубль два.

Ивано-Франковск, вокзал. Прощание.

P.S.
А как хорошо было в том тумане с утра!
P.P.S.
Да, и вы все молодцы! ХодИте в походы.